Что отличает машинную технику

Что отличает машинную технику

В основе машинной техники лежит уже инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Вот, собственно, почему она как историческая альтернатива ремесленной технике, в принципе, не могла сложиться раньше, чем начало формироваться и свободно развиваться естествознание. Тем более, что инженерная деятельность, как и само естествознание, были вызваны к жизни, именно потребностями в развитии производительных сил, которые общество стало особо остро испытывать в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

Вместе с тем не следует, однако, забывать и того, что инженерная деятельность не могла появиться из «вакуума» и что она, как любое другое явление, должна была иметь свою предысторию. Поэтому «ростки» этой деятельности, ее исторические прообразы, можно найти не только в эпохе Возрождения, но и в античности. Правда, эти прообразы оставались тогда лишь чем-то эпизодическим, нетипичным, случайно существующим на фоне безраздельного господства ремесленной деятельности. Именно так следует оценивать, например, техническую мысль и вообще техническую деятельность Архимеда (ок. 287-212 до н.э.). Как повествуют исторические источники, он прославился, в частности, своими хитроумными техническими решениями и изобретениями при обороне осажденных римлянами родных Сиракуз. Именно благодаря использованию этих решений и изобретений и их практическому воплощению в оборонительных сооружениях и метательных машинах город смог оказать достойное сопротивление неприятелю. А поскольку Архимед сочетает технические дарования с практическими и большинство своих технических проектов производит на основе точных математических расчетов, постольку его деятельность можно охарактеризовать как инженерную. Однако сам Архимед не считал себя техником или инженером. Он, наоборот, презрительно смотрел на то, что мы называли бы сегодня инженерным делом, как, впрочем, и на всякое другое практическое занятие, считая его грубым и недостойным свободных мужей.

Причина столь нелестного отношения к практической деятельности и ее негативной оценки заключается в том, что она, якобы, не имеет никакого отношения к мудрости и поиску истины, которые превыше всего ставились античными мыслителями.

Традиция столь резкого противопоставления теоретической деятельности практической оказалась настолько сильной и живучей, что отход от нее в научно-познавательном творчестве всерьез наметился только в эпохе Возрождения. Нет, конечно, сомнений в том, что с формированием протестантизма в качестве одного из основных течений в христианстве отношение к физическому труду в Европе начинает постепенно меняться. Однако, несмотря на это, указанная традиция продолжала все же действовать в виде сохранившего свое значение вплоть до XVII столетия противопоставления так называемых семи «механических искусств» семи «свободным искусствам». Дело в том, что к «механическим искусствам» относили земледелие, охоту, мореходство, ткацкое дело, оружейное дело, врачевание, театральное искусство, т.е. главным образом различные виды практической, технической деятельности, тогда как к «свободным искусствам» причисляли: грамматику, логику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку, которые, по сути дела, отождествлялись с науками, теоретическими знаниями и теоретической деятельностью вообще.

Характерной чертой Ренессанса стала реабилитация роли опытного знания, символом которого стало творчество великого Леонардо да Винчи(1452—1519). Его изречение «Наука — капитан, а практика — солдаты» стало своеобразным лозунгом новой эпохи. В те времена церковь все еще властвовал над душами и умами людей, и ученому приходилось защищаться. В частности, свои труды Леонардо писал как бы в обратном порядке, в зеркальном отражении, чтобы кроме него их никто не мог прочитать. Внедрение в практику его идей было затруднено.

Гонениям со стороны церкви подвергся и Галилео Галилей(1564-1642). Его лабораторию сравняли с землей, учение запретили, а сам он умер в нищете. Галилей подвел в основание науки математическое начало, ввел мыслительный эксперимент на основе рациональной индукции, заложил фундамент науки о природе. Он стал основоположником научного естествознания, основал принцип новоевропейского мышления, способствовал забвению принципа антропоцентризма. Его труды «О движении», «Беседы и математические доказательства» долгое время служили методологией науки.

С философской точки зрения опытное познание и вся практическая деятельность человека были реабилитированы одним из основоположников философии Нового времени Френсисом Бэконом (1561-1626). Этому он посвятил свой главный труд «Новый Органон».

Бэкон расчленил процесс познания на ряд составляющих: объект познания; задача познания; цель познания; метод познания. Главным и кратчайшим путем к познанию он объявил индукцию. Задачей науки, согласно Бэкону, является опыт, его изучение на основе апелляции к возможностям дедуктивного метода, однако уже после того, как первые, исходные аксиомы выведены из опыта посредством индукции. Бэкон настоятельно требовал, чтобы теория и практика соединялись более прочными узами. Он считал, что три великих открытия, которые не были известны древним, а именно искусство книгопечатания, применение пороха и мореходная игла (т.е. компас), изменили облик и состояние всего мира. Они способствовали делу просвещения, военному делу и мореплаванию. Основополагающая идея в учении Бэкона состоит в том, что наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить жизнь. Причиной заблуждений разума философ считал ложные идеи, которые он называл «призраками» или «идолами». Он выделял четыре вида таких призраков:

¾ призраки рода — это искаженные отражения всех вещей, бытующие в силу того что человек примешивает к их природе свою собственную;

¾ призраки пещеры — они вытекают из индивидуальных особенностей субъекта познания;

¾ призраки рынка — это заблуждения, вытекающие из неверного использования слов;

¾ призраки театра — ложные учения, завлекающие человека подобно пышным театральным представлениям.

Другой основоположник философии и науки Нового времени, французский философ Рене Декарт(1596-1650) не просто внес крупный вклад в развитие научного знания, но и разработал альтернативную методологию научного познания, основанную, в отличие от бэконовской, на дедукции и рационалистической интуиции. Принципиальное расхождение Р.Декарта в методологических вопросах с Ф.Бэконом не помещало ему, однако, полностью согласиться с ним в оценке и признании практического значения науки как двигателя технического прогресса.

В своих трудах «Рассуждения о методе», «Начала философии» он выступил как один из родоначальников «новой» философии и «новой» науки, предложив пересмотреть все старые философские традиции. Концепцию Бэкона о необходимости свести философские исследования к опыту и наблюдению Декарт дополнил предложением положить в основу философского мышления принципы очевидности, достоверности и тождественности. Традиционным формам приобретения знаний Декарт противопоставил познание на основе принципа сомнения. Научное знание в его трактовке представало не как случайность, но как единая достоверная система. Абсолютно несомненным он считал принцип cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Этот аргумент несет его убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственным опытом. Однако окончательное установление истины он все же «предоставил» Богу. Вслед за Бэконом Декарт считал, что повелителем природы можно стать, лишь прислушиваясь к ней.

Вклад Декарта в науку огромен. В математике он явился одним из творцов аналитической геометрии, в которой владел новым понятием о функции; разработал аналитический способ выражения геометрических объектов и их отношений посредством уравнений алгебры. Современные алгебраические уравнения во многом обязаны своим происхождением Декарту. В механике он разработал принципы относительности движения и покоя, действия и противодействия; в оптике обосновал закон постоянного отношения синусов при преломлении света, развил математическую теорию радуги и разгадал причину ее возникновения; разработал идею естественного развития солнечной системы, обусловленного свойствами материи и движения ее разнородных частей.

В познании природы и ее закономерностей значительно продвинулся Исаак Ньютон (1643-1727), ставший продолжателем и борцом за окончательное утверждение галилеевских традиций в науке. Основоположник классической и небесной механики, создатель системы дифференциальных и интегральных исчислений, автор исследования «Математические начала натуральной философии», он сформулировал законы и понятия классической механики, закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера, научную теорию дедуктивного типа. Сформулированный им тезис «Гипотез не измышляю» лег в основу критики натурфилософии. Своими трудами Ньютон заложил основы механистической картины мира и механистического мировоззрения. В работе «Математические начала натуральной философии» он писал: «Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы». Ньютон выступал с идеями о независимом существовании материи, пространства и времени, в чем проявился его метафизический образ мышления. Недостатки механистического объяснения мира он пытался восполнить посредничеством Бога. Ньютон не был кабинетным ученым. В своих натурфилософских исследованиях он стремился решать некоторые практические задачи. В этой связи интересно отметить, что ряд своих научных открытий он делал именно в ходе решения подобных задач, например в области кораблестроения и гидромеханики.

Читайте также:  Принтер canon mg2440 не печатает черным цветом

Широко известны в этот период были труды по механике старшего современника Ньютона Христиана Гюйгенса (1629— 1695), изобретателя маятниковых часов с пусковым механизмом, а также автора ряда произведений по теории механического маятника, хотя, заметим, в те времена речь о создании отдельных технических наук идти еще не могла.

В переходе к машинной технике значительную роль сыграло изобретение Джеймсом Уаттом (1736—1819) первой в мире паровой машины. Европа вступала в эпоху машинного производства. Этот период ознаменовался, как писал Маркс, превращением средств производства из орудия в машину. «В качестве машины средства труда приобретают такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы и эмпирических рутинных приемов — сознательным применением естествознания» (К. Маркс). Негативный аспект этого процесса Маркс видел в том, что машина вступала в конкуренцию с рабочими, которые подлежали сокращениям и увольнениям как не выдержавшие соперничества с ней. Тем самым была порождена тенденция разрушения машин — луддизм, по имени легендарного подмастерья Лудда, первым, якобы, разрушившим свой станок. В конце XVIII — начале ХIХ в. были зафиксированы первые стихийные выступления против применения машин в ходе промышленного переворота в Великобритании.

Повысился спрос на инженерную деятельность, которая раньше еще могла удовлетворяться случайными предложениями. Теперь же эпоха требовала массовой подготовки инженерно-технических специалистов. В 1746 г. в Париже открывается политехническая школа с новой организацией учебного процесса, сочетающего теоретическую подготовку с технической. Позже такие вузы, действующие на новой основе обучения — на базе теоретического и прикладного естествознания, открываются в США и во многих странах Европы.

Итак, машинная техника, как более высокий этап в историческом развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий ее от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы (например, силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.).

Следовательно, в отличие от ремесленной практики, где человек продолжал оставаться главным действующим лицом и основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом этого последнего выступает уже преобразованная в машину сила природы. Это значит, что имевшая место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с орудием разрывается и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (проектировщиками и конструкторами) и рабочими (исполнителями). Первые не имеют прямого отношения к собственно изготовлению и выпуску продукции, тогда как вторые не имеют отношения к составлению технической документации, в соответствии с которой производится продукция. Так техник и рабочий отделяются друг от друга.

При этом следует отметить, что ремесленник, трансформировавшийся в рабочего, отчуждается не только от своей технической функции, но и от своих орудий производства. Рабочий как носитель исполнительной функции при машинной технике впадает, таким образом, не только в функционально-техническую зависимость от инженера (техника), но (что более важно) и в трудовое рабство, в полную жизненную зависимость от капиталиста — владельца машин и других средств производства. Все это непременно приведет к трансформации рабочего из главного действующего начала технического процесса, каким он был в лице ремесленника, во второстепенное звено этого процесса, что, в частности, находит свое выражение в превращение его в простое дополнение или придаток к машине.

Внедрение машин в капиталистическое производство не просто сделало мускульную силу человека в производственном процессе излишней, что впоследствии привело к широкому применению в данном процессе менее оплачиваемого детского и женского труда, но и многократно увеличивало производительность труда. В результате этого сотни тысяч рабочих были вытеснены из производства и оказались выброшенными на улицу.

БК Автоматизированные системы управления и кибернетика

3. Основные исторические этапы развития техники (зарождение техники, ремесленная, машинная, современная (информационная) техника).

(Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории : учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004. – 184 с.)

Техника прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых можно выделить четыре основных: этап зарождения техники, ремесленную технику, машинную технику и современную (информационную) технику.

На первом из указанных исторических этапов техника носила ещё сугубо случайный характер. Исторически первые средства или орудия, как подчеркивали Л. Гейгер и Л. Нуаре, случайно находились, а не изобретались преднамеренно. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования первобытный человек ещё не знал изготовления орудий в собственном смысле слова.

Только по истечении огромного отрезка исторического времени, исчисляемого тысячелетиями, употребление случайно находимых естественных предметов в качестве орудий, становилось настолько постоянным, привычным, укоренившимся и автоматизированным актом, что древнейшие люди по аналогии и путем подражания научились приготовлять орудия для целесообразного использования.

Древнейший человек, работая методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и поэтому можно сказать, что новое средство, скорее, само «находило» человека, чем он – его.

На первом историческом этапе формирования и развития техники арсенал технических средств был весьма скромным, а набор операций (умений и навыков) по их изготовлению и применению был весьма простым, элементарным. Ввиду этого умением не только использовать, но и изготавливать эти простые и даже примитивные орудия фактически обладали все взрослые члены первобытного человеческого коллектива.

На первом историческом этапе существования техники темпы её развития были крайне низкими. Поэтому этап зарождения и становления техники был самым длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий. Он охватывал собой весь доисторический период существования человечества и завершился только с появлением древних цивилизаций в Месопотамии, Египте, Индии и Китае, где начинает складываться новый этап в развитии техники – этап так называемой ремесленной техники.

На втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и гораздо более разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготовить необходимые для своей работы орудия. Использование некоторых наиболее сложных орудий требует теперь соответствующей, более или менее серьёзной подготовки. Ещё более серьёзной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.

Читайте также:  Вирус вымогатель мвд россии как удалить

Следовательно, развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической деятельности, которые привели к образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью – ремесленников.

Одна из важнейших особенностей ремесла, отличающая его от других, более развитых форм технической деятельности, заключается в том, что при нем орудие труда ещё выступает простым дополнением или придатком к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим лицом всего технического процесса.

Другое существенное отличие ремесла как особой формы технической деятельности состоит в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках и умениях. Ремеслом можно было овладевать только эмпирическим путём. Второй исторический этап в развитии техники продолжался тысячелетиями и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Возрождения, а ещё точнее – с началом эпохи Нового времени в Европе.

В основе машинной техники лежит уже инженерная деятельность, которая ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.

Переход от мануфактуры к промышленному производству, который ознаменовался превращением средства производства из орудия в машину, привел к широкому внедрению в производство и использованию в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко повысило спрос на инженерную деятельность. Появляется острая потребность в научно-методической, профессиональной подготовке инженеров.

Итак, машинная техника, как боле высокий этап в развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий её от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы (силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.).

В период машинной техники движущим началом технического прогресса выступает уже преобразованная в машину сила природы. Это значит, что имевшая место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с орудием разрывается и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (проектировщиками и конструкторами) и рабочими (исполнителями).

Среди всех существенных признаков информационной техники как нового этапа в историческом развитии техники, который начал складываться примерно с середины ХХ столетия, прежде всего, необходимо выделить следующие. Во-первых, при информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами.

Во-вторых, на информационном этапе своего исторического развития техника еще в гораздо большей степени становится «органом человеческого мозга» и «овеществленной силой знания», что в частности выражается в синтезе науки, техники и производства.

В-третьих, в непосредственной связи с этим стоит и такой признак информационной техники, как возрастающая вовлеченность техники и науки в экономический оборот, их коммерциализация.

В-четвертых, информационная техника отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Некоторые аспекты или функции проектирования, конструирования и даже собственно изобретательской деятельности «передоверяются» компьютерам, то есть их выполнение переходит от человека к машине.

В-пятых, участие и роль человека в непосредственно технолого-производственном процессе (и особенно, потребность в его исполнительных в данном процессе функциях) крайне минимизируются, что повлечет за собой такие серьезные последствия как:

— крайне узкую специализацию;

— превращение непосредственного исполнителя в незначительную частицу машинного механизма;

— существенное пополнение рядов безработных.

В-шестых, информационная техника ещё больше и острее выявляет негативные стороны научно-технического прогресса. Дело в том, что темпы развития техники на современном этапе её существования настолько ускоряются, что направленность, а стало быть, и последствия этого развития чаще всего становятся непредсказуемыми.

В основе машинной техники лежит инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Поэтому она как альтернатива ремесленной технике не могла сложиться раньше, чем начало формироваться и свободно развиваться естествознание. Инженерная деятельность не появляется из "вакуума", ее исторические прообразы можно найти не только в эпоху Возрождения, но и в античности. Правда, эти прообразы оставались чем-то эпизодическим, нетипичным, случайно существующим на фоне безраздельного господства ремесленной деятельности. Первая серьезная попытка противопоставить теоретическую деятельность деятельности практической была у Леонарда да Винчи в эпоху Возрождения. Он говорил, что практика без надлежащего основания (знания) слепа. Он утверждал, что только в единстве с теорией (наукой) практика становится действенной и плодотворной, "наука — капитан, а практика — солдаты".

Именно инженеры, художники и практические математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры.

В эпоху Возрождения наметившаяся в раннем Средневековье тенденция к рассмотрению и изучению предмета со всех сторон выразилась, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники. В это время возникает персонофицированный синтез научных и технических знаний в деятельности отдельных личностей, например такие знаменитые ученые-универсалы как: Леон Батист Альберти, Леонардо да Винчи, Ванноччо Бирингуччо, Георгий Агриков, Джераламо Кардано, Джакомо делла Порта, Симон Стевин и др. В эпоху Возрождения развивается мануфактурное производство и строительство гидросооружений, что расширяет представление о гидравлике и механике. Развитие артиллерии приводит к созданию начал баллистики. Великие географические открытия приводят к развитию прикладных знаний в навигации и кораблестроении.

В науке Нового времени наблюдается стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой техники основанной на научных знаниях. Научная революция XVII в. знаменуется становлением экспериментального метода и математизацией естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике. Техника выступает как объект исследования естествознания, поскольку становление экспериментальной науки требует создание инструментов и измерительных приборов,.

В Новое время научное мышление перестает выполнять служебную функцию по отношению к религии. Но тут же начинает применяться в инженерных задачах, попадая тем самым в еще более тесные объятья. Этот взгляд выковывался уже в Средние века. В 1120 г. известный схоласт Гуго Сен-Викторский в "Дидаскалионе" включил в состав философии механику, поскольку идея творения и произведения, принадлежащая Творцу, по праву передается и человеку, созданному по "его образу и подобию". Именно в конце Средних веков и в начале эпохи Возрождения формируется новое понятие природы как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных), а также планы по использованию этих сил и энергий на основе научного познания устройства и законов природы.

Благодаря деятельности ученых, которые пытались реализовать эти планы, складывались и новый тип науки, получившей название "естественной", и инженерия. Одними из первых в этой области знаний были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1695).

Читайте также:  Charging port что это

Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания. Для этой цели пригодны лишь такие знания, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов природы, а с другой — это описание предполагает проецирование на объекты природы научной теории и выделение особых идеальных объектов, которые моделируются в этой теории. Другими словами, естественнонаучная теория должна описывать поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определенные реальные объекты.

Галилея интересовала такая идеализация объектов, которая обеспечивала овладение природными процессами, то есть: во-первых, хорошо их описывала (в научной теории) и, во-вторых, позволяла ими управлять. Под управлением понимается способность предсказывать характер описываемых явлений, создавать необходимые условия, запускать практически.

Для научно-исследовательского метода Галилея, как и для его творчества в целом, характерно ограниченное сочетание (синтез) теории и практики. В методологическом плане он развивает эмпирический метод, под который Галилей стремиться подвести математическое основание.

Новоевропейское понятие существования неотделимо от естественнонаучного идеала познания и задает реальность, получившую название физической. Начиная с работ Галилея, Х. Гюйгенса, Ф. Бэкона устанавливается взгляд на существование как на то, что "существует в природе" и, с одной стороны, может быть изучено в естественной науке, а с другой — создано человеком в соответствии с законами природы.

Впервые это новое понимание афористически заявляет Френсис Бэкон (1561-1626). В "Новом Органоне" он пишет: "В действии человек не может быть ничего другого, как только соединять и разделять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя. Дело и цель человеческого могущества, чтобы порождать и сообщать данному телу новую природу или новые природы. Дело и цель человеческого знания в том, чтобы открывать форму данной природы или истинное отличие, или производящую природу, или источники происхождения. Что в Действии наиболее полезно, то в Знании наиболее истинно". Бэкон считал природу объектом познания, ее исследование — задачей познания, а господство человека над ней — целью познания. В качестве истинного метода познания он считает индукцию и в связи с этим детально разрабатывает экспериментально-индуктивную методологию научного познания. Человек, по мнению Бэкона, может взаимодействовать с природой только при помощи своей чувственной деятельности, в результате которой он формирует и накапливает свой чувственный опыт. Этот опыт является конечным источником всякого знания. Бэкон выступал за союз созерцания и действия и настоятельно требовал, чтобы "теория и практика соединились более прочными узами, чем до сих пор",.

Другой основоположник философии и науки Нового времени, французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.) разработал альтернативную методологию научного познания, основанную, в отличии от бэконовской, на дедукции и рационалистической интуиции. Но он так же признает практическую значимость науки как двигатель технического прогресса. Р. Декарт полагает, подобно Ф. Бэкону, что можно стать повелителями и обладателями природы, только прислушиваясь к ней, т.е. познавая ее законы.

В познании сил природы и ее законов крупнейший шаг вперед сделал великий английский ученый И. Ньютон (1642-1727 гг.), который доводит галилеевские исследования механического движения до логического конца и, тем самым, создает свою целостно-научную систему классической механики. В своих "натурфилософских" разработках он так же стремился решать некоторые практические задачи. Ньютон не был абстрактным ученым, двигавшим науку вперед вне связи с решением практических проблем.

Новый тип знаний — научно-техническое знание — получил более отчетливое обозначение в творчестве голландского физика и математика Христиана Гюгенса (1629-1695 гг.). Гюйгенс целиком опирался на творчество Галилея, но интересовала его другая задача — как использовать научные знания при решении технических задач. Фактически он сформировал образец принципиально новой деятельности — инженерной, опирающейся, с одной стороны, на специально построенные научные знания, а с другой — на отношения параметров реального объекта, рассчитанных с помощью этих знаний. Решая в духе Галилея проблему соотношения между реальным (материальным) объектом или объектом абстрактным или идеальным, Х. Гюгенс пытался из соответствия между ними извлечь возможность искусственного создания, т.е. конструирование некоего третьего, технического объекта. Если Галилей показал, как приводить реальный объект в соответствие с идеальным, то Гюйгенс продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие идеального и реального объектов использовать в технических целях. Х. Гюгенс по-своему осознавал двойственную природу технического объекта, который одновременно является и природным, подчиняющийся естественным законам предметом и вещью, искусственно создаваемой человеком в целях удовлетворения определенных человеческих потребностей.

Новое понимание существования неотделимо от творческой, инженерной деятельности человека, точнее, оно расположено на границе двух сфер — естественнонаучного познания и инженерной деятельности. Именно это и привело к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.

Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII — первая половина XIX в.). Промышленная революция, создание универсального теплового двигателя (Дж. Уатт, 1784), становление машинного производства привели к возникновению в конце XVIII технологии как дисциплины, систематизирующей знания о производственных процессах. Появляется техническая литература "Театр машин" Я. Леопольда (1724-1727 гг.), "Атлас машин" А.К. Нартова (1742 г). Возникает и развивается техническое и инженерное образование посредствам создания средних технических школ. В России Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская и Инженерная школа (1701 г.), Морская академия (1715 г.), Горное училище (1773 г.), Школа каменного приказа (1776 г.), Московское дворцовое архитектурное училище (начало XIX в.). Во Франции — Национальная школа мостов и дорог в Париже (1747 г.), школ Королевского инженерного корпуса в Мезьере (1748 г.) и др. Высшие технические школы становятся центрами формирования технических наук.

В этот период разрабатываются прикладные направления в механике, создаются научные основы теплотехники, зарождается электротехника, аналитические основы технических наук механического цикла. Издается первый учебник по сопротивлению материала П. Жирара, "Анаитический трактат о сопротивлении твердых тел" (1798 г.). И. Ньютон, А. Шези, О. Кулон создают гидродинамику идеальной жидкости. Работы Г. Монжа, Ж.Н. Ашетла, Л. Пуансо, С.Д. Пуассона, М. Прони закладывают научные основы машиностроения. Отечественные ученые М.В. Ломоносов и Г.В. Рихман совершают переворот в учении о теплоте, которое становится основой теплотехники. Р. Клаузиус и У. Томсон формулируют первый и второй закон термодинамики, Г. Гельмгольц открывает закон сохранения энергии.

Дисциплинарное оформление технических наук во второй половине XIX — первой половине XX в. начинается в результате величайшего технического изобретения Джеймса Уаттома (1736-1819 гг.) паровой машины и универсально теплового двигателя, которые сыграли решающую роль в переходе к машинной технике, а соответственно и к машинному производству. Переход от мануфактуры к промышленному производству привел к широкому внедрению в производство и использование в производственном процессе машинной техники. Это повисело спрос на инженерную деятельность. И начинает возникать научно-техническая периодика, создаются научно-технические организация и общества.

Машинная техника не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающей ее от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы.

Ссылка на основную публикацию
Через какое время отключают сим карту мегафон
Часто можно слышать, что некоторые люди вместо одной сим-карты предпочитают пользоваться двумя или сразу несколькими. Это объясняется лояльной политикой компании...
Утилиты асус для ноутбука
Драйверы и утилиты от производителя для ноутбуков и нетбуков ASUS под операционную систему Windows 10 / 8.1 / 8 /...
Утилиты для виндовс 10 64 бит
Скачать антивирус NOD32 на компьютер Windows 10 бесплатно на русском языке для защиты ноутбука или ПК от вирусов и потенциального...
Через прямую l провести плоскость перпендикулярно данной
Не будет преувеличением утверждать, что построение взаимно перпендикулярных прямых и плоскостей наряду с определением расстояния между двумя точками являются основными...
Adblock detector