Фотоаппарат для спортивной съемки

Фотоаппарат для спортивной съемки

Полнокадровая или стандартная матрица?

В последние годы много разговоров идет о фотоаппаратах с полнокадровыми матрицами, однако в спортивной фотографии многие остаются верны стандартным матрицам без съемки "полного кадра". Причина проста — стандартная матрица может создавать больший эффект приближения к фотографируемому объекту.

К примеру, цифровой фотоаппарат Nikon D300 имеющий стандартную матрицу приблизит на 50% сильнее объект съемки, а Canon EOS 50D с той же стандартной матрицей приблизит объект съемки в 1,6 раза сильнее, чем фотоаппарат, оборудованный полнокадровой матрицей с тем же объективом.

Как же это получается? Дело в том, что если присоединить к аппарату с полнокадровой матрицей, например объектив Canon 5D Mark II, с фокусным расстоянием 200 мм, результатом получится максимальное фокусное расстояние этого объектива, 200 мм. А если этот же 200-миллиметровый объектив постановить на аппарат Canon 50D имеющий стандартную матрицу, то он превратится в эквивалент объектива имеющего фокусное расстояние 320 мм.

Если добавить к этому объективу и телеконвертор, повышающий фокусное расстояние на 40%, можно получить фокусное расстояние, почти в 450 мм за цену 200-миллиметрового объектива. Полнокадровая матрица хороша для фотографов-пейзажистов, поскольку у такого фотоаппарата угол охвата его широкоугольного объектива существенно возрастает. Но для фотосъемки спортивных событий фотоаппараты, имеющие кратности 1,6 и 1,5 более привлекательны.

Неполнокадровый режим на полнокадровых фотоаппаратах

Тема полнокадровых и стандартных матриц подразумевает вопрос: "Почему бы не использовать режим высокоскоростной фотосъемки одной из частей матрицы (High Speed Crop) аппарата D3, для получения результат, как при съемке моделью D300, со стандартной матрицей"? Особенностью такого режима съемки является уменьшение разрешения полученных изображений с 12 мегапикселов в два раза. В спортивной фотографии часто приходится урезать полученное изображение, и нужно, в остатке иметь достаточно пикселей для печати. Поэтому такой вариант не всегда подходит спортивным фотографам.

Пользуйтесь двумя фотоаппаратами для съемки

Многие спортивные фотографы-профессионалы имеют по два фотоаппарата на соревнованиях: один — с широкоугольным объективом, а второй — с длинным телеобъективом для съемки ситуаций, происходящих в отдалении от фотографа. Управляться с двумя аппаратами сложно и тут вам поможет специальный фоторемешок.

Фоторемешок BlackRapid удобно перекидывается через грудь, крепясь карабином к фотоаппарату, подобно револьверу в кобуре. Если вам нужно сделать снимок фотоаппаратом, нужно опустить руку, и она ляжет на фотоаппарат, висящий у вас на боку. Вам достаточно просто поднять фотоаппарат к лицу, при этом его карабин скользнет по ремню, а вы быстро сделаете требуемый снимок. Затем вы непринужденно можете вернуть фотоаппарат в прежнее положение у вас сбоку.

Возможность в считанные мгновенья сделать снимок любым из двух имеющихся фотоаппаратов очень ценна для спортивных фотографов.

Спортивная фотография — это увлечение или профессия для самых отъявленных болельщиков. Запечатлеть движение, динамику и самые яркие моменты спортивного мероприятия, будь то футбольный или хоккейный матч, регби, бег или теннис, не так просто, как может показаться поначалу. Если вы когда-нибудь обращали внимание на фотографов на футбольном стадионе — их оборудование может вызвать как зависть, так и удивление — огромные объективы, которые требуют собственный штатив, множество аксессуаров и непрерывное отслеживание каждого движения.

Но прежде чем выдвигаться в премьер-лигу фотографов, нужно научиться и лучший способ — это небольшие матчи и мероприятия, где можно поупражняться в съемках.

Мы подобрали 10 лучших советов и рекомендаций, которые смогут помочь любому фотографу сделать шаг к спортивным съемкам, и возможно, окажется, что кто-то заинтересуется ими настолько, что захочет сделать из этого карьеру. Ну что ж, на старт!

Что вам понадобится?

Для того, чтобы снимать спортивные мероприятия, конечно понадобится камера. Зеркалка, это, конечно, хорошо, но современные беззеркальные камеры порой бывают шустрее в серийной съемке. Это конечно, происходит от отсутствия необходимости постоянно поднимать зеркало. Поэтому значение fps у беззеркалок всегда выше. Главная необходимость, однако, это возможность выставлять вручную выдержку. Поскольку вам нужно будет снимать быстро и получать четкие резкие снимки.

По прибытии на место соревнования, не забудьте поинтересоваться и тем, можно ли снимать. Лучше всего всегда запастись разрешением, ну а после — переходите к съемкам.

Объектив должен иметь фокусное расстояние как минимум 200мм

Фокусное расстояние вашего объектива — это принципиально важное значение. Поскольку вы не можете снимать, находясь непосредственно в центре событий, прямо на поле, вам понадобится телеобъектив. Да-да, именно поэтому у профессиональных фотографов по периметру стадионов такие огромные объективы. В данном случае чем больше — тем лучше. Но оптимальная длина — это именно 200мм. Вы сможете достаточно увеличить изображение, выделить объект съемок из окружения и конечно же, при необходимости снять что угодно — от портрета до групповой композиции.

Забудьте об авторежиме

Более-менее профессиональным фотографам о таком напоминать не принято, но всегда стоит отметить, что в фотографии крайне редко на помощь приходит автоматический режим, да и неспроста нам предложена масса ручных настроек. Чтобы понимать, как и что работает, первое, что нужно сделать — это ознакомиться с инструкцией к камере. Тогда вы сможете разобраться с каждым показателем в отдельности, и вовсе не станете пугаться понятий ISO, апертура (или диафрагма), баланс белого и т.д. Поэтому забудьте об автоматических режимах, даже если они названы Sports или Action. Нам понадобится ручной режим.

Используйте короткую выдержку

Это обязательное правило, о котором забывать совершенно не стоит. Вам предстоит снимать быстрые стремительные действия, поэтому совершенно логично, что нам понадобится короткая выдержка, чтобы получить четкость и избежать теней и размытых кадров. Минимум 1/500 сек. будет достаточно, чтобы зафиксировать движущийся объект, если поставить выдержку дольше, как раз проявятся все сопутствующие риски.

Читайте также:  Яндекс транспорт киселевск в реальном времени

Используйте режим приоритета диафрагмы

Для начала посмотрим на классические режимы съемки, которые предлагает нам среднестатистическая зеркалка или беззеркалка. Помимо автоматического и ручного, имеются и такие режимы как приоритет выдержки (Shutter Priority), и приоритет диафрагмы (Aperture Priority).

Апертура — это значение, обозначаемое как А или AV, измеряется оно в f/, или в шагах, а означает то, сколько света пропускается через диафрагму непосредственно на матрицу. Если выставить настройки в приоритет диафрагмы, камера самостоятельно выставит выдержку. Это — идеальный режим для съемок в солнечный день, да и используется он многими профессионалами в спортивных съемках. Но что именно нужно сделать для того, чтобы правильно настроить диафрагму? Нам нужно выставить высокое значение, то есть цифра должна быть наоборот, ниже. К примеру, f/2.8 или f/4. Так максимум света попадет на матрицу, а для правильной экспозиции камера самостоятельно выставит короткую выдержку.

Не забывайте про ISO

Понятно, что важна выдержка и апертура, а вот третье важное значение экспозиции — это ISO или светочувствительность. Когда мы снимаем в полуавтоматических режимах, будь то приоритет диафрагмы или выдержки, ISO нам приходится выставлять вручную. Для этого мы учитываем место и погодные условия, и даже время. Например, в дневное солнечное время достаточно ISO 400, а вот если небо затянуто тучами, ISO нужно выставлять в пределах 800-1200. Более подробно об этом значении можно узнать разумеется, из инструкции.

Если недоступен режим приоритета апертуры, выбирайте режим приоритета выдержки

Если вы снимаете не на зеркалку, а на камеру, которая позволяет оперировать лишь настройками выдержки, придется работать именно с этим режимом. Даже тревел-камеры, как правило, позволяют это сделать, хотя в современных фотоаппаратах имеется тенденция к расширению возможностей. И все же отметим несколько деталей.

Вместо того, чтобы указывать камере, сколько света пропускать, мы сразу укажем какую выдержку ставить — 1/500 секунды будет достаточно. Но не забудьте сделать несколько тестовых снимков, чтобы понять на ходу, правильно ли выставлено значение, при условии окружения.

Используйте быстрый автофокус и режим серийной съемки

Чтобы камера успевала отслеживать быстрые движения спортсменов, лучше всего выставить продолжительный фокус на объект или объекты съемки, а не фокусироваться на одной точке. Кроме того, обязательно выставить режим серийной съемки. Сколько кадров в секунду вы сможете снять — покажет значение Burst измеряющееся в fps (буквально кадр в секунду). Чем больше значение fps, тем лучше. Поэтому, если вы хотите начать с любительских съемок, но планируете и дальше заниматься фотографией спортивных мероприятий, лучший выбор — это беззеркалка. Беззеркальные камеры, как мы уже отметили, позволяют снимать большое количество кадров в секунду и зеркалки в этом плане от них значительно отстают.

Выберите удобную точку съемки

Самая удобная точка, как правило та, где солнце находится за вами. Таким образом пространство съемки будет хорошо освещено. Конечно, не повредит и хорошее понимание вида спорта, который вы собираетесь снимать. Так вы сможете предсказать и действия, и игру, соответственно, будете точно знать, куда нужно направить объектив, чтобы не упустить важный кадр. То, что происходит в общем кадре поля все видят и так, а ваша задача — приблизиться к игрокам и сделать те кадры, которые невозможно рассмотреть с трибун.

Снимайте как можно больше

Это правило практически золотое. Вам, конечно, понадобится большая карта памяти и хорошая батарея камеры, но задача заключается в том, чтобы сначала снимать, а потом выбирать. Сама суть соревнований, будь то футбольный турнир или теннисный матч, заключается в динамике и скорости. Так вот, именно эти качества придется перенять и фотографу. Результаты можно посмотреть позже, ровно как и выбрать лучшие кадры. Снимая в формате RAW вы сможете исправить некоторые из них при пост-обработке, главное — успеть снять самые эффектные моменты.

Именно поэтому для спортивного фотографа вполне привычно уходить домой с более чем 2000 сырыми кадрами, публиковаться же из них будет от силы 50.

Снимайте с низкого угла (с высоты колена) и используйте штатив

Чем же важен удобный низкий угол? Он придает кадру больший драматизм, создает дополнительное настроение, кроме того, вы не просто сможете снять игрока на фоне травы, вы сможете снять трибуну, небо или софиты, что тоже позволяет получить интересные ракурсы. Таким приемом частенько пользуются профессионалы, и это — именно то, что нужно перенимать у них сразу.

Штатив понадобится для того, чтобы стабилизировать и сбалансировать камеру, когда вы снимаете с разных углов и ракурсов, особенно с низкой высоты. Поэтому озаботьтесь тем, чтобы минимальная высота штатива была удобной.

Штатив Cullmann Concept One 628M OT38 удобен тем, что минимальная рабочая высота его составляет всего 27 см, максимальная же 189 см. Сочетание цены и качества не оставит сомнений в том, что он идеально подойдет для съемки спортивных мероприятий.

Fujifilm X-T20 — это отличная камера для спортивной съемки, обладающая всеми доступными настройками и впечатляющим показателем 14fps, она сможет стать отличным спутником на спортивные мероприятия. Кроме того, камера оснащена продолжительным фокусированием, снимает в формате RAW и возможностями съемки 4К видео.

*Фотолюбитель — это тот, кто меняет деньги на фотографии, *

а профессионал — тот, кто меняет фотографии на деньги.

Из недр интернета

Аппаратура и экипировка

Даже у фотографов, имеющих аккредитацию — специальное разрешение на съемки, — не всегда есть возможность подойти близко к спортивным состязаниям, иногда для их же собственной безопасности, как, например, в автоспорте. Очень часто специально отведенные для прессы места оказываются неудобными для фотографирования, и здесь могут выручить либо оригинальная идея, либо длинный фокус. Почти все спортивные репортеры работают со светосильными длиннофокусными объективами, из них самыми удобными считаются 200, 300 и 500 мм или аналогичные зумы. Хорошо, если в камере есть автофокусировка с функцией слежения. Как показывает опыт, очень сложно снимать быстрое движение объектов на обычную цифровую компактную камеру. После нажатия на кнопку спуска камера еще немного думает, и затвор срабатывает с небольшой задержкой. Обидно то, что фотограф увидел момент и вовремя нажал, но ситуация изменилась, и вместо кадра — один веселый смех.

Читайте также:  Перевод восьмеричного числа в шестнадцатиричное

Только качественные зеркальные фотоаппараты способны достаточно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся и динамичные моменты в спорте. Кроме того, в профессиональных зеркальных камерах есть такая опция, как динамический автофокус (не путать со следящим автофокусом), который позволяет постоянно держать движущийся объект в резкости независимо от того, где он находится, в центре или с краю кадра, даже если он иногда перекрывается другими объектами. Но все же, несмотря на то что сейчас техника совершенствуется очень быстро, не на всякий автофокус можно рассчитывать.

Очень полезен для спортивной съемки также штатив или, еще лучше, монопод (отдельная нога под камеру или объектив, легкая и мобильная). Для быстрого перемещения со всей своей техникой удобно носить фотожилет с карманами для объективов, а еще небольшой раскладной стульчик, сидя на котором, вы можете провести долгие часы, следя за спортсменами и ловя миг удачи.

Спорт можно снимать не только во время больших соревнований, часто даже местные локальные состязания дают шанс сделать хороший динамичный снимок.

Выдержка и чувствительность

*Снимок виндсерфингиста сделан с выдержкой 1/800 сек. фокус 300 мм (да плюс еще кроп-фактор 1,4), диафрагма 7,1 чувствительность 125. Увы, даже 300 мм объектива в таком случае будет мало, однако рядом со мной стоял коллега с 500 мм и жаловался, что ему тоже не хватает фокуса. Спортивному фотографу всегда есть что удлинить… *

Как правило, спорт — это движение, поэтому, говоря о спортивной съемке, мы вообще-то имеем в виду фотосъемку любых быстро движущихся объектов. Не берем во внимание такие игры, как шахматы, — в остальных состязаниях везде присутствует активное перемещение. Поэтому, чтобы снимать спорт хорошо, надо правильно ставить выдержку. Разной скорости движения соответствует разная выдержка. Если фотограф задумал получить ясную и резкую картинку, то выдержка должна быть как можно более короткая, причем чем быстрее движение — тем короче выдержка. Для ходьбы или неторопливого бега достаточно 1/125 или 1/250 сек.; хоккей, футбол как минимум не длиннее 1/250 или 1/500 сек.; бокс, борьба, серфинг 1/250 или 1/500, автоспорт, мотоспорт — от 1/1000 сек. и короче.

Хочу заметить, что все рекомендации довольно условны и зависят от задачи и от того, насколько близко к месту действия вы находитесь. Если фотограф снимает длиннофокусным объективом, то скорость перемещения объектов в кадре может быть достаточно спокойной, даже если в реальности она высока, но с широкоугольником и с близкого расстояния те же действия становятся молниеносными и требуют более короткой выдержки. Для съемки с проводкой, которая будет описана ниже, выдержка может быть достаточно длинной — 1/60, 1/30 сек. или более.

Не всегда спортивным соревнованиям сопутствует хорошее освещение. Например, практически все состязания, что проходят в помещениях, хорошо видны глазу, но чтобы «схватить» интересный момент на фото, требуется очень короткая выдержка, и света оказывается недостаточно. Поэтому профессиональные спортивные фотографы снимали раньше на высокочувствительную пленку. Иногда для повышения чувствительности пленки прибегали к так называемому пуш-процессу (Push Process). При нем пленку экспонируют не по номинальной чувствительности, а с заведомой двух- или четырехкратной недодержкой, и потом проявляют дольше или при повышенной температуре, но подобное решение возможно для профессиональных, а не обычных бытовых лабораторий. В любом случае вы можете спросить в центре обработки пленок, проявляют ли они в режиме пуш и до какой чувствительности можно разгонять конкретную пленку без ощутимой потери качества.

Но сейчас практически все спортивные репортеры перешли на «цифру» и ставят на своих камерах чувствительность ISO не меньше 800, 1600 или даже 3200.

Для этих снимков использовалась очень короткая выдержка. Во время съемок ни один из спортсменов не пострадал. Хотя бывает и иначе:

девушке впоследствии была оказана медицинская помощь — бинтование коленок и искусственное дыхание «из уст в уста», а фотографы становились в очередь, готовые помочь и в том и в другом.

Съемка с проводкой

Один из распространенных приемов в спортивной фотографии — фотосъемка с проводкой. Такой прием хорошо работает, если движение спортсменов происходит не хаотично и спонтанно, а по определенной траектории, как, например, во всех авто-, вело- и мотогонках или соревнованиях на треке. Суть метода проста: камера должна постоянно следовать за движущимся объектом. Фотограф ведет его, глядя в видоискатель, выбирает наиболее выигрышный момент, жмет на кнопку спуска и, что очень важно, — не прекращает движение камеры до того как затвор закроется. Пока объект находится в поле видоискателя, можно снять его не один раз. Для этого метода обычно пользуются длиннофокусными объективами.

При съемке с проводкой выдержка может быть длиннее, чем при обычной спортивной съемке, и для большей выразительности кадра допускается даже некоторая нерезкость объекта. В идеале фотограф получает на снимке достаточно хорошо читаемое изображение спортсмена и полностью смазанный фон, за счет которого появляется ощущение скорости движения. Для того чтобы сделать грамотную картинку, очень важно найти правильное место для съемки, выбрать объектив и подходящий задний план. Если объект и фон близки друг другу по цвету или тону, прием с проводкой не сработает, поскольку спортсмен сольется с ним. Очень хорошим фоном для съемки с проводкой могут быть трибуны, полностью заполненные зрителями. Если скорость перемещения камеры за спортсменом достаточно велика, то множество мелких деталей заднего плана превратятся в разноцветные горизонтальные полосы, на которых ваш объект будет замечательно выделяться.

Читайте также:  Список поисковых систем интернета

Во время съемки не забывайте о композиции кадра и оставьте некоторое пространство впереди движущихся спортсменов, так сказать, для развития движения. Нехорошо, когда летящий стремительно мотоцикл или авто упирается прямо в край фотографии.

Объектив отслеживал движение, перемещаясь за спортсменами, при этом фотограф следил за изображением в видоискателе и снимал в нужный момент. Смазанный фон хорошо контрастирует с резкими фигурами, передавая ощущение скорости. А вот пример съемки с проводкой с использованием широкоугольника: задник не особенно размыт, герой-спортсмен немного смазан, но какая экспрессия!

Практические советы

Для того чтобы сделать хороший кадр, необходимо правильно выбрать точку съемки. Проанализируйте, где могут произойти решающие события или возникнуть острые моменты? Откуда лучше всего будет видна ситуация и на каком фоне произойдут действия? Чтобы спортсмен хорошо читался на снимке, фон не должен быть пестрым, пустые трибуны и яркие рекламные щиты на заднем плане вряд ли украсят ваш спортивный снимок.

Все виды спорта, где есть прыжки, хорошо снимать с нижней точки, чтобы зрительно увеличить амплитуду вылета, исключение можно сделать для лыжного фристайла или сноуборда. Снятые с верхней точки телевиком прыгуны обычно видны на размытом фоне долины и хорошо читаются. Как ни странно, фигурное катание тоже удобно снимать сверху, проецируя фигуристов на лед и избегая навязчивой рекламы, а прыгуны с шестом очень выразительны в момент отталкивания от земли, если снимать их телевиком анфас.

Для съемок горнолыжников, заняв позицию, рекомендую заранее навести фокус на место, где спортсмены делают эффектный поворот, и при появлении сделать серию кадров, то же самое можно посоветовать для съемок прыжков в мотокроссе. Если фотокамера и объектив непрофессиональные, автофокус может не справляться с высокими скоростями и не поспевать, поэтому отключите его.

Гонки на тройках можно снимать как с проводкой, так и замораживая движение короткими выдержками. Во время бега лошади есть фаза, когда все ее ноги оторваны от земли.

Горнолыжные соревнования — это всегда высокие скорости. Хорошая точка для съемки спереди и немного снизу. Огибая препятствие, лыжник встает на кант, что смотрится эффектно.

В большом теннисе кроме выразительной позы игрока и эмоций хорошим тоном считается наличие мяча в кадре. При съемке единоборств интересны лица боксеров или борцов, спортсмены, снятые только со спины, не украсят снимок. Для съемок спортивных соревнований, где есть вода, неплохо ставить очень короткую выдержку, до 1/1000 или 1/2000, чтобы «заморозить» водяные брызги, если они есть.

Можно и дальше перечислять популярные фотографические решения, но все профи стараются по возможности избегать штампов и находить свои, новые и оригинальные точки съемок. Ну и, наконец, без решающего момента, острой ситуации никакая спортивная фотография не произведет впечатления. Но тут рассчитывать только на везение нельзя. Подожмите кнопку спуска наполовину и внутренне представьте себя и камеру одним целым — только так, будучи «заряженным» и предвосхищая острые ситуации, можно сделать отличные фото.

Если у вас нет возможности попасть на большие соревнования, не считайте зазорным потренироваться в съемке роллеров, скейтеров или каких-нибудь веселых стартов. Опыт приобретается постепенно. Оттачивать фотомастерство можно, даже снимая дворовый футбол, тем более что по накалу страстей мальчишки могут дать фору и профессионалам.

И последнее. Спортивный фотограф не должен зацикливаться только на соревнованиях. Вокруг спортивных событий всегда полно болельщиков, зрителей или родителей, переживающих за своих чад. Так что не упустите случая сделать хорошие снимки.

Спортивные фотографии — это не всегда только собственно соревнования, но и эмоции участников, а также зрители и болельщики.

Во время съемок Чемпионата мира по хоккею 2000 года в Петербурге фотографы, работающие на информационные агентства, снимали первый период очень внимательно. Им важно было отснять все острые моменты и во время перерыва обработать и передать в агентство первые кадры. Важные матчи начинались вечером, и снимки, сделанные в первом периоде, успевали попасть в вечерние выпуски газет или на обложку утренних изданий во всем мире. Коллеги из конкурирующих агентств работали практически рядом и ревностно следили друг за другом, кто и как отснял тот или иной острый момент. Кроме собственно хоккея все снимали еще и атмосферу соревнований: разрисованные лица болельщиков, эмоции.

На Олимпийских играх, как и на других важных мировых событиях, кроме спортивных фотографов иногда работают еще и «фитчеристы» (feature —особенность, очерк): они снимают обычную жизнь вокруг соревнований — болельщиков, эмоции, забавные ситуации, что тоже можно считать спортивной фотографией.

Много лет назад один из моих коллег, еще не будучи профессионалом, регулярно ходил на второстепенные соревнования по бальным танцам. Не то чтобы он очень любил это дело, нет, просто хаотично и спонтанно перемещающиеся под музыку танцевальные пары были для него отличными объектами спортивной съемки. У него не было зума, автофокуса и высокочувствительной пленки, но, снимая сотни кадров, он набивал руку и оттачивал свои навыки. Став профессионалом, он уже знал, в какой момент надо нажимать на кнопку. Чем не пример для подражания?

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

Ссылка на основную публикацию
Утилиты асус для ноутбука
Драйверы и утилиты от производителя для ноутбуков и нетбуков ASUS под операционную систему Windows 10 / 8.1 / 8 /...
Теплопроводность олова и меди
Все изделия, используемые человеком, способны передавать и сохранять температуру прикасаемого к ним предмета или окружающей среды. Способность отдачи тепла одного...
Терминальные лицензии windows server 2008 r2
Установка сервера терминалов в 2008/2008R2 2 часть / активация сервера терминалов 2008 r2 Установка сервера терминалов в 2008/2008R2 2 часть...
Утилиты для виндовс 10 64 бит
Скачать антивирус NOD32 на компьютер Windows 10 бесплатно на русском языке для защиты ноутбука или ПК от вирусов и потенциального...
Adblock detector